пятница, 9 ноября 2012 г.

Городская электрическая станция

Городская электрическая станция, 1903 г., (утрачена).


Киров, ул. Дрелевского / Карла Маркса, 51/71.

В сентябре 1902 года городская управа обратилась к жителям, владельцам предприятий и к государственным учреждениям с предложением об устройстве электрического освещения. Не сразу, но желающих оказалось много, и управа заказала Пермскому инженерному товариществу проект электрической станции, предполагая установку на ней паровой машины вертикального типа на 120 лошадиных сил и динамо-машины постоянного тока мощностью 80 киловатт. По предложению городского головы, который сам познакомился с работой электростанции в Перми, городская дума решила строить электростанцию по типу пермской и просила её заведующего инженера Гецена принять на себя труд по составлению проекта и сметы и надзор за строительством.



Закладка станции состоялась 9 мая 1903 года на земельном участке городской управы на углу Спасской и Владимирской улиц. В «Обзоре Вятской губернии за 1903 год» губернатор сообщал, что «построена и полностью оборудована электрическая станция в г. Вятке» (хотя к израсходованным за год почти ста тысячам рублей в следующем году пришлось добавить ещё сорок тысяч).

Так начиналась жизнь первой в Вятке городской электростанции. Уже через три года возникла необходимость её расширения и реконструкции. Совершенствование станции продолжалось непрерывно в течение многих лет. Но пришло время, когда маломощную станцию остановили.

На её месте построили административное здание «Кировэнерго», и об уникальном памятнике технического прогресса мы говорим только «в прошлом». «Остался только на фотографии».

Проект фасадов станции составил инженер-технолог Э. К. Нюквист. Вглядитесь в старую фотографию - это и есть «кирпичный стиль» долгие годы вообще не признаваемый и подвергаемый остракизму, но рациональный и потому массовый. Декоративные элементы фасада выложены из отборного красного кирпича, и их такое множество, что глаз не воспринимает их по отдельности и видит только весь ковер из кирпичных узоров.

Здание исторической станции до основания не было разобрано, и вошло составной частью в четырёхэтажный административный корпус.




Комментариев нет:

Отправить комментарий